Таинство жизни
Мы подготовили для вас небольшую статью, посвященную детям и их матерям. Как в древности относились к беременным? Какие обычаи исполнялись, когда подходил срок? Как нарекали ребенка? Говорят, что мудрость присуща старикам. Так, давайте, узнаем то, что делали наши предки. Быть может, именно в их обычаях и скрыта истина.
Рождение
Зарождение новой жизни, появление человека «из ничего», из чрева матери, в древности казалось людям чудом, загадкой. Интересно, что на протяжении тысячелетий роль отца в зачатии считалась сомнительной, то есть люди напрямую не связывали акт физической близости – и последующее зачатие. Родственники со стороны матери считались для ребенка более близкими и важными, чем отец. И только в первом тысячелетии важная роль отца прочно утвердилась в семье.
Способность иметь детей была важнейшим качеством женщины.
Беременную скорее брали замуж – причем не обязательно отец ее будущего ребенка. Не важно было, кто отец: важно было, что женщина «плодная», а значит – будет в доме молодое поколение, будет, кому хлеб растить и охотиться, и землю от врагов защищать. Для многих некрасивых, бедных или безродных девушек это был единственный путь для того, чтобы выйти замуж, обрести статус достойной женщины и хозяйки собственного дома.
В древние времена воинские общины обычно были закрытыми, воины не женились и землю не возделывали, они только тренировались в своем искусстве, жили в крепостях, а кормили и обихаживали их всем миром, все соседние деревни, потому что уже тогда понимали важность «профессиональной армии». Но детей воины имели – любая незамужняя девушка считала удачей стать возлюбленной воина, забеременеть от него: воин считался – ходящим в дружине Бога, а значит, если девушка несла от него ребенка, то и сама она и ее род получал благословение Неба!
На девушке, беременной от воина, скорее женился земледелец или охотник, чем на ее «порожней» подруге, ибо не известно – а вдруг, эта подруга пустоцвет, неплодная?
Раньше беременная женщина почиталась: ведь она была благословлена самой Богами! Если беременность приходилась на лето, беременную соседи зазывали на поле, чтобы прошлась и плодородием благословила, или в сад – с той же, собственно, целью. А потом присылали ей в подарок мешок муки или корзину яблок, считая, что в урожае есть и ее доля.
Древние северяне освобождали забеременевших рабынь. Считалось грехом держать в рабстве женщину, на которой лежит благодать Богини Жизни. Нет, конечно, так поступали не все, ведь рабыня стоила дорого, и некоторые предпочитали согрешить и рисковали гневом Богини... Но большинство все же освобождали – а потом рабыня легко выходила замуж. Ведь ребенок во чреве был главным и самым важным приданым.
Ценность девственности пришла в культуру жизни людей позже, когда главным богом люди избрали Единого, и культ дарования жизни сменил культ чистоты, непорочности. Однако же сохранилась идея о том, что деторождение – признак божьей благодати, снисходящей на семью. Даже пословица бытует: «У кого детей много, тот не забыт от Бога».
Женщину, носящую под сердцем своим ребенка, называли непраздной, что означает пребывающей в состоянии, противоположном праздности, безделью. Отныне у нее было свое дело – выносить и родить ребенка.
За жизнь роженицы переживали всегда. Многие приметы и поверия ограничивали деятельность непраздной женщины, но все это было направлено на ее защиту. Раньше считалось, что женщины – намного уязвимее мужчин, а уж женщина, носящая ребенка… Поэтому беременность стремились скрыть, насколько это было возможно. Свободные рубахи, платья и сарафаны весьма в этом помогали. Никто не сообщал о положении женщины чужому человеку. А вдруг он колдун и решит навредить и женщине и ребенку?
Многочисленные запреты основывались на энергетических принципах. У каждого человека есть своя аура, своя энергия, а у непраздной и то и другое увеличивается вдвое.
Считалось что рождение, как и смерть, нарушает невидимую границу между мирами умерших и живых. Понятно, что такому опасному делу незачем было происходить вблизи людского жилища. У многих народов роженица удалялась в лес или в тундру, чтобы никому не повредить. Да и у северян рожали обычно не в доме, а в другом помещении, чаще всего – в хорошо истопленной бане. А чтобы материнское тело легче раскрылось и выпустило дитя, женщине расплетали волосы, в избе же раскрывали двери и сундуки, развязывали узлы, открывали замки.
Роженица, невольно «отворяющая дверь» в иной мир, у многих народов из-за этого считалась «нечистой». Уже говорилось, что в современном восприятии это слово неточно, ибо речь идёт не о чём-то нехорошем, а только о повышенной уязвимости для злых сил, всегда ждущих случая наделать людям беды. Находиться рядом с роженицей было просто «опасно». Во все времена перед другими людьми, перед любящим мужем был выбор – помогать женщине или думать только о себе. И конечно, во все времена находились такие, чей выбор был благороден. О них сохранилось немало рассказов.
Теперь же будущей матери обычно помогает немолодая женщина, опытная в подобных делах. Непременным условием является, чтобы она сама имела здоровых детей, желательно – мальчишек. Кроме того, при родах нередко присутствовал… муж. Это нормально, чтобы рядом со страдающей, испуганной женщиной был сильный, надёжный, любимый и любящий человек.
…И вот дитя благополучно родилось. Если это был мальчик, пуповину перерезали на топорище или стреле, чтобы рос охотником и мастеровым. Если девочка – на веретене, чтобы росла рукодельницей. Перевязывали пупок льняной ниткой. «Привязать» – по-древнерусски «повить»; вот откуда «повитухи», «повивальные бабки».
В наши дни, желая приобщить новорожденного к религии Единого, родители несут его в церковь, где священник крестит его, опуская в купель с водой. При этом нарекается имя.
Между тем обычай окунать младенца в воду (или по крайней мере обрызгивать) отмечен у самых разных народов. В частности, так поступали северяне в древнюю эпоху. Очень долгое время это объяснялось влиянием Единого. Однако потом сходные обычаи были зафиксированы у народов, никогда даже не слышавших о таком Боге! В чём же тут дело?
Раньше ребенка посвящали всеми Миру. Как это делалось? Отец – глава семьи – торжественно выносил новорожденного и показывал его Небу и Солнцу (не садящемуся, но обязательно восходящему – на долгую жизнь!), Огню очага, Месяцу (опять-таки растущему, чтобы дитя хорошо росло), прикладывал к Земле-Матери и, наконец, окунал в Воду (или обрызгивал, если было холодно). Таким образом малыша «представляли» всем Божествам Вселенной, всем её стихиям, отдавая под их покровительство. Вот тебе и «варварские», «примитивные» культы, «мрак язычества». Нет «примитивных» народов, эпох, культур и религий, у каждой своя мудрость и красота.
Первой пелёнкой сыну служила отцовская рубаха, дочери – материнская. Потом уже одежда, как у мальчиков, так и у девочек, состояла из одной рубашонки. Притом сшитой не из нового полотна, а обязательно из старой одежды родителей. И дело здесь не в бедности или скупости. Просто считалось, что ребёнок ещё не окреп как телом, так и душою, – пусть же родительская одежда его защитит, убережёт от порчи, сглаза, недоброго колдовства…
Имя
Знакомясь, мы очень редко говорим прямо: «Я такой-то», «Моё имя такое-то». Это необъяснимым образом звучит как-то неловко, и чаще мы представляемся как бы иносказательно: «Меня зовут»… Почему так?
Древние люди считали имя важной частью человеческой личности и предпочитали хранить его в тайне, чтобы злой колдун не сумел «взять» имя и использовать для наведения порчи (подобно тому, как использовали для этого остриженные волосы, клочки одежды, выкопанные куски земли со следами на ней и даже сор, выметенный из избы). Поэтому в древности настоящее имя человека обычно было известно только родителям и нескольким самым близким людям. Его сообщали жених и невеста друг друга. Воин, называя свое имя, высказывал небывалое доверие по отношению к противнику. Назвать настоящее имя – это один словом указать, что доверие твое к человеку безгранично.
Этот обычай имеет свои причины. На самом деле, не зная настоящего имени человеку, его намного труднее навредить словом. Плохое пожелание или проклятие просто останется на щите имени, но не заденет человека, так как на самом деле его зовут иначе.
В давние времена имена выбирали в зависимости от обстоятельств появления ребёнка на свет. К примеру, девочку, родившуюся зимой, могли назвать Зима. Иногда родители именем выражали отношение к новому члену семьи - ребёнку, рождения которого с нетерпением ожидали, давали имя Жданко, Любко.
А как много могли рассказать имена о внешности и характере! Были среди давних предков и Дрибки, и Светлики, и Добрыни, и Гордыни. Древние верили в магическую силу имени, считали его оберегом. Поэтому часто нарекали детей названиями зверей - Волк, Медведь, считая, что такие имена отпугивают злых духов. Использовали наши предки и сложные имена - Борислав, Доброслав, Славомир, Святополк, Ярополкит
Язычник ни под каким видом не должен был говорить: «Я – такой-то», ведь он не мог быть до конца твёрдо уверен, что его новый знакомый заслуживает полного доверия, что он вообще человек, а не злой дух. На первых порах он отвечал уклончиво: «Меня называют…» А ещё лучше, если даже и это произносил не он сам, а кто-то другой. Всем известно, что по правилам хорошего тона до сих пор считается предпочтительным, чтобы двоих незнакомых людей представлял друг другу кто-нибудь третий. Вот из какой дали времён пришёл этот обычай.
Из истории: Для тех, кому подобный пример покажется неубедительным, приведём ещё один, на сей раз из скандинавской саги, рассказывающей о реальных исторических событиях. Викинги попадают в плен к норвежскому правителю Эйрику. Их собираются казнить, пощады ждать не приходится. Однако внимание Эйрика привлекает один из пленников – очень красивый парень, к тому же проявивший невероятное мужество. Правитель спрашивает пленника, кто он такой, и викинг отвечает: «Они называют меня Сигурдом. И мне сказали, что я – сын Буи…»
Вот так: не «я – Сигурд, сын Буи», а «они называют меня» и «мне сказали». Человек нипочём не желает говорить о себе прямо. А ведь дело происходит во вполне исторические времена – в XI веке!
В статье использованы материалы: М.Семеновой «Мы славяне» и материал с Интернет-ресурсов.