В помощь приключенцу
Статья носит справочный характер и призвана помочь игрокам вжиться в шкуру приключенца: для этого наглядно показаны плюсы и минусы видов оружия, брони, соотношения размеров и масс героев и монстров.
Рыцарь, закованный в тяжелые латы и вооруженный двумя мечами,
дубинкой, арбалетом, топором, копьем, а также несущий на спине мешок с
провиантом — это не только полтонны железа, но и около ста килограммов
высококалорийной закуски для дракона. (с) МФ
Что собой представляет обычное приключение в любом из миров? Везде мы видим одно и тоже: борющуюся с монстрами команду из нескольких храбрецов, разнообразно вооруженных и обладающих различными способностями. В ход идут мечи, стрелы и колдовство. Но если магия на то и магия, что может творить чудеса, то эффективность применения обычного оружия в борьбе с монстрами должна быть, по меньшей мере, логично обоснована.
Рассмотрим несколько видов противников.
Гуманоиды.
В таинственных мирах нашим игрокам приходится сражаться с представителями самых причудливых рас. По габаритам и физическому строению они чаще всего напоминают людей: орки, тролли, гоблины, эльфы и пр. Это хорошо, так как против такого врага можно с успехом применить приемы, которые люди столетиями отрабатывали друг на друге.
Но, есть одна маленькая деталь: в средние века отборные воины — и в Европе, и на Руси, и даже в Японии — сражались конными. На перепутьях миров, как правило, кони (и прочие верховые животные) используются лишь как средство передвижения из пункта А в пункт Б. Трудно сказать, почему так повелось, но — факт.
Пешее передвижение (не говоря уж о необходимости гоняться за шустрыми гоблинами то по горам, то по канализации) вынуждает отказаться от мысли одеть героя в рыцарские латы, так любимые многими игроками. Согласитесь, трудно сохранять мобильность при весе доспеха в 20, а то и все 40 кг, передвигаясь на своих двоих.
Исходя из вышесказанного, делаем вывод: для индивидуального пешего боя подойдут сравнительно легкие доспехи: прошитые и подбитые ватой халаты, кольчуги или клепаные кожанки. И все, как бы грустно это не звучало. Даже любимый многими игроками минимальный набор (кованая кираса, набедренники и открытый шлем) весит более 12 кг и существенно ограничивает подвижность.
Перейдем к оружейному вопросу: вот где фантазия игроков бушует во всей красе. Отчасти это справедливо: в руках бойца наиболее эффективно то оружие, которым он лучше всего владеет. Но всегда найдется капля дёгтя. Как показывает опыт, опасности в лице врагов имеют дурную привычку сваливаться на головы приключенцев в самый неподходящий момент и в самом неподходящем месте. Поэтому герой должен быть готов сражаться всегда и везде. Следовательно, например, алебарда, полуторный или двуручный меч, которыми нельзя размахнуться в помещении, в подземелье или в лесу (да и собственного мага в суматохе случайно зарубить можно), будут не лучшим выбором. В свое время такие известные искатели приключений, как “джентльмены удачи” — пираты — предпочитали вооружаться короткими увесистыми тесаками. Вероятно, они знали, что делали.
Надо принимать в расчет и вооружение вероятного противника. Если предстоит война с одетыми в шкуры дикарями, оружие большой пробивной силы не понадобится. Если же, например, противник широко использует жесткие щиты, то лук, палица или катана зарекомендуют себя плохо, а топор, наоборот, хорошо.
Нежить.
О, эти любимые всеми Мастерами и игроками создания! Скелеты, зомби, мумии — на просторах миров они гости нередкие. Убиваются трудно, выглядят ужасно, но самое главное - они и так уже мертвы, следовательно, никаких жизненно важных органов у них быть не может! К тому же, восставшие мертвецы хоть и непроворны, но очень сильны и нередко защищены магией от "обычного" оружия...
Открою вам секрет - все это лишь предубеждения игроков, которым Мастер всячески подыгрывает. На самом деле скелета, зомби или мумию (включая и гигантские их модификации) одолеть нетрудно. Ну, во всяком случае — было бы нетрудно, если бы такие монстры существовали в действительности. Ведь скелет, даже если он обмотан бинтами или покрыт клочьями гниющей плоти, не только неуклюж, но еще и весит значительно меньше человека. Как бы он ни был силен, сбить его с ног — не проблема. А уж если "клиент" упал, то остается лишь переломать ему кости палицей. Даже мертвый уже не встанет, если ему раздробить таз. А что до магии... Не помогает она от ударно-дробящего оружия — это точно. Верьте - под копытами коней нежить, как правило, не выживает.
Могучие монстры.
В игровых мирах герою частенько приходится сражаться с могучими тварями, способными разорвать человека пополам. Это могут быть как обычные крупные звери, так и фантастические чудовища: одних только полульвов я в своей практике встречала пяти разновидностей: сфинксы, мантикоры, ламии, грифоны и химеры. Куда обширнее перечень громил, передвигающихся на двух ногах, но достигающих 3-4 метров в высоту и от 300 до 1000 кг веса: тролли, огры, эттины, циклопы, минотавры, йети, великие оборотни, горные великаны и прочие твари.
[Лирическое отступление: Стояли мы как-то с моим дорогим мужем у ж/д насыпи, ждали, когда поезд проедет. Махина эта мчалась на очень быстрой скорости. "Страшно?" - спросил мой благоверный. Я кивнула, ибо действительно было жутковато. "А ты представь, что монстров вот такого размера, а то и больше, мы постоянно в играх убиваем. Что рядом с ними мы так же малы, как и рядом с этими вагонами"...]
Как правило, особого оружия, рассчитанного на гигантов, никто с собой не берет. Значит драться придется обычным. Но это весьма и весьма плохая идея. В действительности, приемы, разработанные на случай встречи с примерно равным по весу и силе существом, бесполезны в бою с врагом, многократно силой превосходящим.
Как назвать рыцаря, вышедшего против медведя, льва или даже оленя в латах, с мечом и щитом? Не знаете? Отвечу: труп. Проще было бы обнаженным и голыми руками выйти: зверюшке не пришлось бы вскрывать "консерву". Удары противника весом 200-300 кг нельзя отбивать, от них можно лишь уклоняться. Хотя, помниться мне, один герой все-таки попытался вступить врукопашную с цепным големом, за что и поплатился... Так что доспехи и щит только мешают. Не пригодится и клинок. Зверь успеет ударить первым. Просто обрушится всем своим весом и раздавит. А если приключенец и успеет в последний момент махнуть мечом, то просто сломает его о звериные кости...
Если на месте зверя окажется сказочный великан с дубиной, проблемы только усугубятся. Ведь великан имеет длинные руки и ноги — да и дубину, надо полагать, немаленькую; двигается стремительно и бьет далеко. И быстро бьет! Ведь для него огромная дубина — легкая палка. И даже если он промахнется, не беда — тут же ударит снова. Поскольку невозможно одновременно увертываться от великанской дубины и заносить меч для удара, инициативу в случае промаха гигант не упустит.
Что делать? Брать правильное снаряжение и побеждать!
Самое очевидное решение при встрече с врагом, обладающим колоссальным физическим превосходством — это поразить его с безопасной дистанции. Ведь на расстоянии сила преимущества не дает, великан — это просто более крупная мишень. Поэтому для охотника метательное оружие всегда было главным. Индейцы убивали стрелами с кремневым наконечником даже бизонов весом в полтонны. Другой вопрос, что поразить бизона из лука можно было только с нескольких метров и только в бок. Спереди у четвероногих животных нет уязвимых мест: все жизненно важные органы прикрыты сплошным щитом из шерсти, кожи, мышц и костей. Вы можете возразить, что, мол, есть арбалеты, способные придавать снаряду в 2 — и даже в 8 раз! — большую энергию, чем самые мощные луки. Но и этого было недостаточно, чтобы прострелить "лобовую броню" крупного зверя...
К счастью, с двуногими великанами, да и со всякого рода "кентаврами" все намного проще. Вертикально расположенная грудная клетка даже сердце прикрывает лишь частично. Живот же и пах — те и вовсе не защищены костями. Так что против большинства могучих монстров арбалет, дротики или даже лук — самое оно. Смело запасайтесь - и удачи!
Если поразить зверя с дистанции не удастся, вооружитесь рогатиной: копьем с очень толстым древком и перекладиной ниже наконечника. Уперев тупой конец рогатины в землю, ею можно остановить зверя в прыжке. Странно, что этот прием никогда и никем из игроков не применялся.
Против "гуманоидного" великана, конечно, этот прием не пройдет. Он-то не полезет на наконечник вслепую (тем более что лезть придется не бронированной грудью, а уязвимым животом), а остановится, чтобы отбить наконечник в сторону... Что, собственно, от него и требуется. С помощью длинного копья (даже не упирая его в землю) герой сможет лишить великана преимущества в "дальнобойности", силе, весе и инициативе. Или хотя бы не даст попросту растоптать себя с разбега.
На самый же крайний случай — если и лук и копье подведут — берите не топор, не меч, а длинный и острый нож. Или кинжал с граненым клинком. Почему? Медведь взмахнет лапой быстрее, чем человек топором, но вот ножом ударить вы успеете. Подобно тореадору.
Наконец, при встрече с могучим монстром не стоит упускать из виду, что охотиться на крупного зверя, сидя на спине лошади, значительно безопаснее. Силой удара и скоростью всадник, как минимум, не уступал мифическому кентавру. Конный лучник всегда мог удерживать не слишком проворного зверя на дистанции. Кроме того, не забывайте, что даже зверю, способному лошадь догнать, прежде чем взяться за всадника, необходимо было еще с этой лошадью как-то справиться. Что, в зависимости от ее размера, могло представлять большую или меньшую проблему. Так, остановить рыцарского коня без специального оружия, пожалуй, не смогли бы даже 3-метровые тролли и огры. Вообще, двуногие великаны лошадь никогда бы и не догнали. Другой вопрос, конечно, что для таких битвнужно и наездником великолепным быть, и коня обученного иметь, чтоб не шарахался в сторону от монстров... Но это мелочи жизни уже.
Гиганты
О, нескончаемая фантазия мастера! Каких только чудовищ она может породить! Например, тварей длиной 6-12 метров: василисков, гидр, слизней и виверн. Само собой, к этой категории противников относится и большинство разновидностей "истинных" великанов, рост которых также может превышать 6 метров. Что делать при встрече с настолько огромными монстрами? Ведь против них бессильны будут не только мечи, но и копья! Тем более, обычные приемы борьбы не пройдут при встрече с драконом, тарраской или 50-метровым пурпурным червем! Они слишком сильные и... слишком быстрые. Да! Гиганты только кажутся медлительными. Но от слона, перешедшего на быстрый шаг, лев убегает отчаянными прыжками.
Признаюсь, гигантских монстров очень трудно убить. Стрелы не пронзят даже брюшины трехтонного великана. Разве что из мощного арбалета — в упор... В глаз же движущемуся монстру и с нескольких метров лучник может попасть только в своих мечтах. Так и слышу возражения, мол, можно нанести им опасные раны тяжелым оружием: алебардами, двуручными мечами, молотилами. Но, уважаемые игроки, как размахиваться такой “дурой”, одновременно уклоняясь от вражеских ударов?
Как-как... На расстоянии опять же. Но не с помощью метательных снарядов, а с помощью ловушек. Мамонты погибали, проваливаясь в ловчие ямы. Первой линией обороны от рыцарской кавалерии также нередко оказывались западни. Если не получилось заманить в ловушку, то... пугайте! Даже в борьбе с кавалерией этот прием играл существенную роль. При появлении же слонов "психическая" контратака с факелами нередко оказывалась единственным спасением.
Что же касается ближнего боя, то увы! Только оружием не справиться. Так что если не запаслись магом, включайте смекалку. Для победы, прежде всего, надо обратить силу противника в его слабость. Он очень большой, следовательно, ему требуется большое пространство для маневра. Он тяжелый — значит, не везде пройдет! Необходимо заманить врага на местность, для него неудобную, туда, где его движения будут стеснены, а обзор ограничен. Кавалерия не могла действовать в лесу, на болоте и тем более в помещении. Слоны же застревали даже на узких улицах древних городов. Так — из-за застрявшего в воротах слона — погиб причинявший много неприятностей Риму царь Пирр.
Если естественных препятствий в наличии нет, придется озаботиться искусственными. Потратьте немного времени заранее на строительство баррикад, рвов, пик и палисадов из кольев, прежде чем выманивать великана из пещеры. Бросьте ему под ноги усеянные длинными гвоздями доски. Словом, любой ценой заставьте монстра сросить скорость и остановиться! Он силен, пока двигается. И в самой инерции его движения заключена огромная разрушительная мощь.
Только после того, как монстр остановлен, можно подумать о том, как расправиться с ним. Если чудовище все-таки не слишком велико, то несколько человек, напав с разных сторон, смогут забить его алебардами или каким-то другим серьезным оружием. Либо же один храбрец должен будет решить исход борьбы, подобравшись в упор, и вонзив длинный кинжал в какое-то уязвимое место врага.
Есть еще способ, поизящнее. Но он намного более сложен и рискован, его успех всецело зависит от того, насколько надежно "застрял" монстр и может ли он видеть, что происходит вокруг. Действуйте по ситуации: рубите жилы, вспарывайте брюхо, подрубайте ноги, забросайте гарпунами (а не копьями!).
Конечно, монстры нередко сильно отличаются от лошадей и слонов по физическому устройству. Например, способны летать, колдовать, да еще и плеваться огнем... Но это только подтверждает выводы. Гигантского монстра желательно поразить издали с помощью ловушки. Если не получится — непременно нужно изыскать какой-то способ обездвижить его. И только уже потом, навалившись толпой, можно попытаться убить дракона.
Итоги.
С древнейших времен и до наших дней сохранилось деление оружия на охотничье и военное. Да и внутри каждой категории существует сложная система деления, в зависимости от назначения (кого именно и каким образом это оружие должно убивать). Но всегда и везде главной деталью любого оружия является голова его владельца. Ведь чем примитивнее оружие, тем меньше шансов добиться успеха "дурной силой".
Конечно, нет предела человеческой доблести, но пытаться зарубить дракона мечом все-таки не более мудро, чем охотиться на медведя с сачком для бабочек. Чтобы побеждать, надо работать головой. Даже если она в шлеме.