От потребителя к игроку?
Каждый из нас стремится взять от жизни как можно больше, заплатив при этом как можно меньше. И если такая философия в рыночных отношениях является нормой, то вот в иных, духовно-культурных, к примеру, является чем-то ужасным, на мой взгляд.
Что будет, если относится к ролевой игре как к сделке? Как к договору купли-продажи между игроком и мастерами игры?
Игрок тогда будет стремиться взять от игры все, внеся как можно меньше своего. При этом такой игрок-потребитель будет много требовать: что игра не обманет ожиданий, что квест интересным будет, что приключение не затянется на годы. И не дай бог все получится иначе, тогда обида, злость, сквернословие и обвинение мастеров во всех грехах. А еще потребитель такой будет друзей и товарищей винить - мол, не умеют играть, пишут с ошибками, нет идей в голове, да и вообще весь их отыгрыш - сплошной манч.
Не открою тайны, если скажу, что мастера не боги и даже не святые. Они обычные люди, во многом ограниченные и средой, и собственными стереотипами. Есть ряд обязательств, которые мастера принимают по отношению к игрокам, но ни один мастер никогда не может ГАРАНТИРОВАТЬ игроку хорошую игру. Слишком много непредвиденных факторов, слишком много зависит от поведения самого игрока. Требовать от мастеров игрового кайфа – потребительство чистой воды. Потребитель считает, что, раз он пришел на форум, потратил время на анкету, то ему кто-то чего-то должен. Это не так. Более того, даже если игрок хорошо подготовился к роли, прочитал правила и статьи, разобрался в игровой механике – это еще не дает гарантий хорошей игры для него.
Одно из самых неприятных проявлений потребительства – отсутствие усилий в игре. Потребитель усаживается (говоря фигурально, а иногда и реально) поудобнее и ждет, пока его начнут развлекать. То есть к нему должны подходить персонажи и играть с ним, а он, так и быть, тоже с ними поиграет. Бывают, конечно, ситуации, когда игрок не знает, куда бы ему приткнуть персонажа, но здесь речь о том, что человек принципиально не хочет затрачивать усилий на то, чтобы сделать игру, раскрутить то, что есть, либо заморочиться добыванием нового.
Потребитель считает, что мастера и игроки ДОЛЖНЫ ему игру, должны что-то сделать для него. То, что обязательства в игре строго добровольны и требуют участия как минимум двух сторон, Потребителю в голову не приходит.
Но у форума есть еще одна составляющая - так называемая "бытовая". И в этом плане потребительство находит выражение в иных вещах. Помочь кому-то с аватарками, ответить на вопросы новичков, помочь с написаниями статей для игровой газеты, расширить описания локаций и т.д. – за все эти нудные дела Потребитель браться не хочет. Ну да, он ИГРАЕТ, у него крутой въезд в роль, и в этой роли ему как-то не до мелочных забот. Повторяю, я говорю о принципиальной позиции, а не об одиночных фактах.
Потребитель живет за счет игры, он, как черная дыра, высасывает все соки, ничего не отдавая взамен, или выплевывая остатки, которые ему самому не нужны. Он смотрит на события – и молчит, в худшем случае комментирует, опуская их, в лучшем – просто пожимает плечами. События уходят в него, как камень в пруд, не оставляя видимых откликов. Потребитель именно что потребляет события вокруг, расценивая их как товар, а своим, кровным Потребитель делиться не собирается.
Если же на пути игры встают какие-либо препятствия, что бывает почти на всех играх, о, тогда Потребитель встает в полный рост и начинает плеваться. Ныть, «троллить», упрекать всех. Он не помогает, а затрудняет процесс преодоления проблем, и, что еще хуже, его самого приходиться тащить, а он еще и упирается. То, что препятствия, трудности есть часть нашего несовершенного мира, а значит, часть игры, ему в голову не приходит. И то, что своим нытьем он высасывает у людей, которые хотят продолжить игру, силы, он тоже не понимает.
После квестов и приключений, если не был обеспечен полноценный кайф Потребителю, он тоже начинает плеваться. Иногда громко, иногда тихо, в частных беседах. Мысль о том, что сам жалующийся упустил кучу игровых возможностей и моментов, в голову как-то не приходит. А жаль.
Менее, на мой взгляд, вредоносное, но тоже вредное поведение Потребителя – «стягивание игры на себя». Потребитель забирает себе как можно больше всего – ролей, способностей, квестов – и играет во все это сам, ставя других людей в положение, когда они могут только выражать почтительное восхищение игрой Потребителя. "Я - крутой маг или там король, и что хочу, то и делаю, не учите меня! Я тут мастер и мне плевать, что мой сюжет не подходит под этот мир, я сказал, значит так и будет!"
Игры с большим процентом Потребителей не выживают. Они умирают в муках, несмотря на все усилия мастеров и небольшой части нормальных, "отдающих" игроков. После таких игр мастера с тоской оглядываются вокруг себя, вопрошая: «Где же все те усилия, что я вложил в игру? Почему ничего не видно?» А потому не видно, что съела черная дыра, сиречь Потребитель. И даже «спасибо за игру» мастеру и окружающим не скажет.
Понятное дело, что такой подход к игре - явление, которое встречается все чаще. Однажды один из обиженных игроков. уходя с Энирина, сказал - я не мог набрать баллов на развитие, ибо квесты идут долго, а на игру работать я не хочу. "Работать на игру" - это принимать участие в конкурсах, пополнять библиотеку, придумывать что-то новое, помогать мастерам... Я его понимаю. Он пришел, чтобы его развлекали, прыгали перед ним. Не вышло. Потребитель зол, потребитель пошел троллить. Ролевые форумы-игры оказались очень хрупкой вещью, сильно уязвимой для Потребителя. Именно с этим явлением возникает какая-то пустота ролевых игр: их много, очень много, а поиграть вроде бы и негде особо... качественных проектов раз-два и обчелся.
«Есть два пути: либо славить Свет, либо бороться с Тьмой». Я не собираюсь хитрыми тестами выявлять Потребителей и не пускать их в игру, или произносить речи о вреде потребительства. Я предлагаю людям посмотреть на себя и просто давать, а не брать, не рассчитывая на то, что затраченные усилия вернуться к тебе сполна. Ни у кого нет гарантии, что квест получиться или в игре на форуме будет ожидаемый кайф. И если с этим смириться, просто делать все, что от тебя зависит, чтобы было как можно лучше, занять по отношению к игре активную позицию, то все получится в лучшем свете. Это значит: не бойтесь! Не нужно быть фонтаном идей или чудо каким актером, достаточно лишь делать то скромное, что ты можешь: утешить кого-то, подкинуть идей в сюжет, помочь запутавшемуся новчику...