Мастер может подготовить собственные карты (в различных масштабах) заранее, чтобы помочь себе в отслеживании событий. Он также может давать карты игрокам в качестве подсказки.
Да и сами игроки могут захотеть составить карту своего перемещения, будь это джунгли, подземелье или центр Илсэ, чтобы убедиться, что они смогут найти дорогу назад.
Выскажу несколько мыслей по этому поводу...
Карты, созданные игроками
или сколько и какой информации давать игрокам
У нас, к сожалению, редко кто пользуется этой возможностью. В идеале, всякий раз, когда персонажи приходят в место, для которого у них нет карты - будь то подземелье, научно исследовательский комплекс или джунгли - игроки должны набросать для себя карту.
Однако составление карт – непростое занятие.
Если только партия не носит с собой рулетку и не проводит кучу времени, замеряя всё и вся, вы не должны писать что-то вроде «Вы спускаетесь 12 метров по лестнице поворачиваете на север. Туннель трех метров в ширину и трех в высоту в высоту. Он идет на север 120 метров, а затем поворачивает на северо-восток. Еще в 20 метрах он входит в комнату 10 на 6 метров». Такую информацию можно получить только затратив несколько минут на измерения и проведя состязание Математики (Геодезия), а не просто проходя по туннелю! Ну или воспользовавшись заклинанием "Измерить".
Вместо этого Мастер может давать информация вроде вот этой: «Вы спускаетесь по лестнице - она идет вниз на расстояние несколько большее, чем обычный лестничный пролет. От ее основания вправо отходит туннель. Он достаточно широк для того, чтобы двое могли пройти по нему рядом и высок настолько, что вы едва можете дотянуться мечами до потолка. Он идет достаточно прямо...»
Игроки пытаются затребовать точные сведения о расстоянии? Обратите внимание, кто-нибудь из персонажей измеряет его шагами? Если да, то ваш ответ должен быть примерно таким: "Около 128 шагов. Затем он немного сворачивает направо..."
Требуют новой информации?
А у них с собой есть угломер? Измерительные приборы? У кого-нибудь есть чувство направления? Нет? Ладно. Тогда ответим так: "Стоя спиной к старому туннелю, как если бы он был обращен на шесть часов, новый туннель поворачивает между часом и двумя часами. Теперь он продолжается еще 19 или 20 шагов а затем входит в большую комнату. Дверь находится в середине длинной стены. Комната напоминает прямоугольник. Оттуда, где вы стоите, она кажется 10 метров в длину и 6 или 7 в ширину".
Заметно отличается такое описание от того, первоначального, не правда ли? Так и намного реалистичней. Игроки получают информацию, которой они располагают благодаря своим чувствам. В примере, приведенном выше, Мастер немного исказил расстояние, учитывая, что обычный шаг несколько меньше метра. Если вы примените этот способ, игроки могут придумать очень оригинальные пути для измерения времени и расстояния. Так позвольте им это!
Обратите внимание, что составить карту сложно и в обычных обстоятельствах, а уж если партия спешит, это становится почти невозможно! Представим, что партия убегает от преследователей через описанную выше местность. Мастер вообще должен отписать так: "Вниз по лестнице! Сворачиваете направо! Бежите несколько секунд! Туннель изгибается вправо! Вы пробегаете еще немного и оказываетесь в комнате!"
Все, никаких более детальных описаний, так как на бегу никто не измеряет, не рассматривает...
Если персонажи путешествуют по неизведанной территории, они без сомнения захотят иметь крупномасштабную карту. Мастер может делать ее автоматически, если они путешествуют по рекам, каньонам, озерам. Но если они путешествуют по пустыне, где нет дорог или пытаются нанести на карту определенную узкую бухту большой реки, сделать карту, которая будет полезна для других, потребуется умение Картография, чтобы должным образом составить карту.
Карты, созданные мастером
Эти карты могут быть нарисованы в любом масштабе. Например, это могут быть континенты, дорожные карты, карты городов и т.д. Эти карты используются только для получения информации; они не являются «игровой ареной». В одном квесте персонажи будут иметь доступ к картам для путешествий. В другом карта путешествия может быть Мастерской тайной.
(Нахождение карты может быть важной задачей приключения.)
Эти карты обычно рисуются в масштабе 1 клетка=1 метру. Вы можете сделать один масштаб - скажем, когда на листе формата А4 умещается всего 4 клетки. А можете другой - когда на той же площади умещается карта деревни.
Используйте разные карты для каждого этажа или уровня, указывая шахты и лестницы. Отмечайте каждую комнату (или иной интересный объект) буквой или числом в соответствии с пояснениями к карте. Пояснения к карте будут содержать описания для каждой комнаты:
● Ее размер (хотя это может быть понятно по карте).
● Общее описание комнаты.
● Описание людей и существ в этой комнате. Оно может быть очень простым: «Два обычных волка». Или более комплексным: «Эта комната пуста за исключением времени между полуночью и 9 утра, когда там находятся два охранника. Существует 50% вероятность, что один из них спит. Это обычные охранники, но один из них также располагает золотым кольцом стоимостью в 20 золотых. Они сдадутся, если противник превосходит их численностью более чем в два раза, но не будут сотрудничать даже под угрозой смерти».
● Если это необходимо, то специальные заметки о комнате и описание чего-то, что может быть найдено в комнате при тщательном исследовании.
● Если необходимо, то карту в более крупном масштабе, чтобы обозначить точное положение мебели, персонажей и т.д. Эта карта должна держаться втайне от игроков, хотя они на- верняка попробуют сделать собственную карту.
Как сделать карту?
Ладно, ладно.. как сделать красивую карту? Вот это уже куда интереснее.
Самое простое - использовать минимальные навыки владения фотошопом и готовые кусочки. Tiles, если по-английски.
Найти их легко: можно погуглить по запросу: "fantasy map tiles".
Понравившиеся можно скачать, а после использовать.
Вы можете делать карты в редакторах различных игр (NWN к примеру).
Есть еще вариант, который позволит делать нетрудные карты на ходу: скачать. Простой редактор карт, к которому можно накачать из сети кучу "кусочков")