Буря трех ночей: кара Валата

Вряд ли кто еще так смело может утверждать, что прочувствовал на себе весь гнев Валата. Лишь те, кто весной 1025 года жил к востоку от Кхазад-дара, на побережье моря Надежд. В течение трех дней ужасающей силы шторм буквально взрывал, взламывал побережья, бросая куски скал на дома, заливая огромными волнами все земли. Считается, что это была кара Валата местным жителям, которые ради наживы стали столь стремительно уничтожать морских тварей, что за несколько лет практически уничтожили несколько видов рыб и моллюсков. Очень часто огромные рыбины со вспоротыми животами просто плавали по поверхности моря, осеняя окрестности незабываемым ароматом тухлятины. И все дело в икре, что так ценилась на кухне вельмож и богачей.

Летописи


"Летописи Энирина", конечно же, стремятся к объективности в изложении. Однако повествование о тех днях содержит много вставок, написанных от первого лица. Как правило, это цитаты из дневников, записок и свидетельств очевидцев. И хотя такие зарисовки далеки от объективности, они позволяют прочувствовать и воочию представить себе картины тех дней ярко и детально. Скудость сведений заставляет историков ценить любое, даже самое краткое свидетельство. Очень многое остается еще из области догадок: в частности, до сих пор не обнародовано ни точное количество жертв, ни сумма причиненного ущерба.

float:left 31 марта 1025 года
На побережье часто бушует непогода, но в этот день изменения были чересчур внезапными и свирепыми. Несмотря на солнечный и безоблачный день незадолго перед закатом взволновалось вдруг море. Темные тучи, тяжелые и огромные, стремительно закрывали небо. Вот одно из свидетельств: юный отпрыск одной из династий Альтанара отправился на "охоту за громадной рыбиной". Хоть он сам и стал жертвой шторма, его записи частично подпорченные водой, дошли до нас:

"Третий день на море... хотел остаться, но... Мы могли бы плыть назад... безнадежно... Я не различал собственных рук в густом тумане.... буря угрожает... темно, как в сумерках... Дождь, гроза... Крики, крики - кричали все, от ужаса и страха. Ветер внезапно менял направление, рвал паруса, как ветхое тряпье... Сломаны мачты. Это конец... Волна выше нас в несколько раз..."

Обломки корабля и сундук с дневником были найдены спустя несколько дней на берегу, занесенные песком. Там же нашли несколько тел - это все, что осталось от неизвестного корабля. А сколько еще было подобных жертв в те страшные ночи? Говорят, что скалы к западу от Баразина до сих пор хранят сокровища с кораблей, разбившихся в те времена. По самым скупым подсчетам погибли около ста рыболовецких судов, четыре десятка торговых кораблей. Моряки, оказавшиеся на берегу в те роковые ночи, свидетельствовали о том, что из моря выходили страшные чудовища и сеяли панику и разрушения на побережье. Люди пытались спастись, уходили в горы, но волны доставали их и там, накрывали водой самые высокие пики, затапливали самые глубокие пещеры.

Следующее свидетельство принадлежит юной дочери богатого торговца. Письмо было найдено в ящике письменного стола на руинах разрушенного города. Бумагу спас плотный кожаный чехол, который не позволил влаге стереть бесценные свидетельства.

"Буря пострашнее, чем те, что бывают зимой. Дождь льет как из ведра, первые этажи уже затопило. Гром сотрясает воздух каждые полминуты, заставляя меня вжиматься в кресло от страха. Я уже не различаю звуков, все слилось в ужасающую мелодию смерти. Как, как могло все случится так неожиданно? Как чудесный день обернулся беспощадной ночью? Мне страшно, внутри все сжимается. Я выпила чаю с травами, но даже они не могут мне помочь. Эта ночь длится уже очень долго. мне кажется, она не кончится никогда. Только что вдребезги разлетелось окно..."

Позже.

"Буря не уходит. Она обняла город и не трогается с места. Тучи темные остановились, хотя ураган должен был отогнать их дальше. Рассвета не было. Ночь продолжается. Пришлось забираться на чердак - дом стонет под ударами волн, мне кажется он вот-вот развалится. Вода все выше. Хорошо, что у нас есть люк на крышу... но что делать, если ад не кончится? Молнии бьют по городу, сжигают дома. Они горят так ярко, словно заколдованные - их не тушит ветер и волны. Гром грохочет без перерыва. У меня заложило уши. Кажется, я даже оглохла, но все равно слышу и чувствую, как сотрясается все вокруг".

1 апреля 1025 года
Рассвет был неотличим от ночи. Тучи не развеялись, не ушли. Дождь только усиливался. Реки вышли из берегов. Горные потоки смывали в море целые деревни. Уровень моря поднялся на три метра. Вода затопила вторые этажи зданий. Чувство обреченности и безысходности обуяло всех. Холод, дождь, высокие волны, раз за разом отрывающие у берега участки земли. Эвакуация невозможна - даже при всем желании помочь людям, обреченным на смерть, нельзя.

float:rightОднако, даже в такой страшный час несколько женщин смогли спасти себя и своих детей. Они пришли к подножию водопада, где был установлен алтарь Валата и стали молиться ему. Они просили за себя, за детей и за мужей, оказавшихся в море. Несмотря на холод, дождь и ветер, они не прекращали молитв в течение нескольких часов. И разгневанный бог сжалился над ними. Спасенные утверждают, что вокруг них закрутилась водяная воронка. Она становилась все выше и выше, отделяя кучку женщин от окружающего мира. Когда огромная волна обрушилась на берег, лишь тем, кого спас Валат, удалось выжить. Более суток бедные женщины были зажаты на небольшом пятачке земли у алтаря Валата. Кто-то не выдерживал - сходил с ума от страха, умирал от холода и ужаса. Говорят, что за одну ночь молодые стали похожи на стариков. Видимо, Валат спас их лишь для того, чтобы они свидетельствовали о мощи его кары.

2 апреля 1025 года
Буря убила даже тех, кто надеялся переждать непогоду в горах. Пещеры, наполненные разлагающимися телами просто заваливали после тех событий, превращая в братские могилы. Никто не хоронил умерших - их было слишком много. Волны рушили даже вековые скалы, твердые, гранитные. Гномы были вынуждены герметично закрывать свои туннели, иначе страшные разрушения коснулись бы и их.

Живых уже не осталось нигде. Поселки стерты в пыль. Кругом разрушения. То, что уцелело, уничтожил град. Говорят, он был крупнее куриного яйца. Регионы, соседние с зоной бедствия, взволновались. Люди сходили с ума, начались беспорядки. Массовая паника породила волны беженцев. Все бежали, никто не знал, не повториться ли такое и с ними. Храмы Валата были переполнены. Молитвы никогда ранее не возносились с такой страстью.

Результаты
На всем побережье воцарилась анархия. Для Альтанара земли оказались потеряны - восстанавливать города и поселки было невозможно в текущей ситуации. Трупы были везде. Они разлагались прямо под солнцем на песке, в ветвях деревьев, среди обломков. Тучи стервятников обгладывали косточки. Не было даже мародеров - сунуться в край мертвых опасались даже те, кто не брезгует красть у мертвецов.

© Лорея