Содержание
- Представления эльфов о начале времён
- Понятие Дома
- Особенности первых этапов эльфийско-гоблинских войн
- Становление государственности
- Первые короли
- История эльфийской политики
- Общее политическое устройство Сельмириона
- Дома и семьи. Подробности
- Чудеса Сельмириона
Вначале было..
Представления эльфов о начале времен
Жрецы и алторийцы
Существуют две распространённые версии событий мифического периода эльфийской истории: религиозная и научная (алторизм, в честь основателя Таллиара Алтора Вилиана). Первая, как и полагается, отражает традиционную точку зрения жрецов-консерваторов, а вторая пытается найти вещественные доказательства собственной веры.
Эльфы не чураются науки, однако в вопросе происхождения Сильветтары предпочитают теологическую теорию. Алторийцы же особой популярностью не пользуются, их поиски и исследования воспринимаются на грани атеизма, однако в большинстве своём алторийцы, напротив, ярые приверженцы лесной богини. Отличие, по их мнению, состоит в том, что они пытаются обрести связь с давно утраченным прошлым, а не слепо верить жреческим предположениям.
Доказательства традиционной религии
Эльфийская религия, пожалуй, одна из самых явных в плане проявления божественной воли, благодаря чему жрецам даже не нужно прикладывать усилий, чтобы подтвердить свой статус.
Начнём с Великого Древа Сильветтары. Круглый год в Элиоран стекаются верующие со всех уголков Сельмириона, где находят и чудодейственное исцеление, и душевный покой. Молитвы в валаторах (храмах) на ветвях Валар'Лира (Великого Древа) почти всегда дают просящему желаемое. Кроме собственно эльфов из леса, сюда съезжаются многочисленные паломники из других стран, а некоторые аристократы Альтанара считают эльфийскую столицу первоклассным курортом для тела и души.
К провидению богини относят магические свойства воды, растений и животных, встречающихся только под просторными лесными сводами. Источники, имеющиеся в каждом храме, обладают способностью исцелять болезни не хуже слёз единорога.
Андаалы в Тихих рощах - одно из главных доказательств в пользу традиционной религии, ведь только посвящённый жрец может пробудить ото сна первых детей богини, пусть и на короткое время.
Сама Сильветтара давала достаточно поводов поверить в её силу, стоить вспомнить только последнее нашествие орков на восточные границы (январь 1396 г.), когда целая ветвь Великого Древа облетела и голым указующим перстом смотрела в сторону Орды. Учитывая, что такое предзнаменование в истории случалось лишь четырежды до этого (при расколе и во времена нашествий: ксаргов, гоблинского в 4800-х гг. до н.э. и демонов в 1373 г.), эльфы ждали атаки.
Клятва Домов испокон веков позволяла королю не сомневаться в лояльности своих подданных, и оставалась нерушимой до 1374 года, когда был раскрыт заговор правящих семей из Дома Сельвиар. Божественный рок настиг предателей, заплативших жизнью за преступление, ведь никаких сторонних заклинаний на клятву не накладывается. Она основывается исключительно на жреческом ритуале.
Одним из первых эльфов, который приходит на ум, когда речь заходит о подобного рода свидетельствах существования Сильветтары - Валарэль Арвеил Илладон. Герой-жрец стал ключевой фигурой в феноменальном ритуале, направленном на вызов богини. Сама Сильветтара не явилась, но почти тут же на помощь союзным армиям людей, эльфов и гномов явился изумрудный дракон Исера.
Несостоятельность алторийцев
Приверженцы научных взглядов на мир находят многочисленные альтернативные объяснения жреческим откровениям, однако аргументов в пользу своей теории не приведут ни одного. Стоит вам встретить алторийца, он предложит тысячу и один вариант происхождения Сильветтары, андаалов и эльфов, но стоит потребовать с них доказательств, как алторийцы умолкают, что позволяет жрецам не принимать в расчёт все их доводы.
Современным веянием в алторизме является этареизм (от "этар-эя"; "этар" - иной; "эя" - мир), который представляет эльфов выходцами из иного мира, сумевшими проникнуть в Энирин во времена вселенских катаклизмов и чудом выживших.
Высшей своей целью алторийцы считают найти вещественное подтверждение хотя бы одной из многочисленных теорий, после чего, по их мнению, доминированию жрецов придёт конец.
Жреческая версия
Согласно традиционной теории, Сильветтара является богиней, принимавшей участие в сотворении Энирина. Всё цветущее и растущее - результат её мысли. В особенности она любит леса, и любое живое существо в Сельмирионе находится под её защитой и покровительством. Остальных богов эльфы не почитают, предписывая им жестокость, ведь зачем ещё Матери лесов оберегать своих чад, если не от их алчных взоров?
Следует, однако, заметить, что после событий января 1396 г. (нашествие Орды) в рядах верующих жителей Сельмириона зародилась благожелательное отношение к Единому. Жрецы относительно альтанарского бога расходятся во мнениях, но полагают, что Единый - один из немногих божеств, сходных с Сильветтарой во взглядах на мир.
В те далекие времена, о которых не осталось даже слухов, творцы Энирина жили в гармонии. Желая украсить мир, они населили его различными народами. Боги дарили им свою любовь, но каждый наставлял их по-своему, и отличные внешне, смертные обрели собственные языки, традиции, культуру. Жили же первые народы в тех краях, что и создатели.
Сильветтара долго думала, какими хочет видеть своих детей и в привязанности своей к лесу её мысль обрела воплощение в андаалах. Им передалась любовь к растениям и животным, умение говорить с природой и слышать её голос: в земле, воде и воздухе. Огня андаалы страшились, Сильветтаре он был чужд.
Первенцы богини оказались способными учениками, но не умели создавать что-то своё, в отличие от вольных людей Единого, что огорчало богиню. Она пробовала сделать нечто похожее, но дриады, обладая свободной душой, не могли похвастать трудолюбием и умением, а единороги предпочитали действию созерцание и размышление. Наконец, Мать лесов взяла человека за основу и переделала так, как хотела. Именно таким образом появились первые эльфы. Теперь, когда в представителе эльфийского народа проявляется буйный характер, про него говорят: в нём проснулся человек.
Эльфы признают дальнее родство с людьми, но считают себя совсем другими, созданными по образу и мысли Сильветтары. Именно поэтому, считают жрецы, человек и эльф могут давать плодовитое потомство. Да и внешнее сходство, по их мнению, не даёт усомниться в древнем происхождении.
Спустя тысячелетия народы Энирина так далеко разошлись в своём развитии, что начали враждовать. Вскоре конфликт перерос в божественный.
Забыв о собственных детях, боги стали уничтожать друг друга, и Сильветтара уберегла андаалов и эльфов под сенью Сельмириона. Дриады испугались природных катаклизмов и бежали прочь, лишь малая их горстка осталась в лесу. Со временем дриады окончательно одичали, лишившись чуткой опеки своей матери.
Когда далёкие драконы и титаны, устав от схватки богов и нашествия демонов, обрушили на Энирин потоп, Мать лесов истратила все силы на спасение своих чад и превратилась в Великое Древо. Опечаленные андаалы погрузились в глубокий сон, надеясь по пробуждении обнаружить Сильветтару такой, как и прежде. Потому то друиды хранят их покой, а жрецы так редко будят андаалов, ведь, проснувшись, первые дети богини увидят только Великое Древо.
Многосторонние взгляды науки
Довольно естественно, что даже в таком консервативном обществе со временем зарождаются прогрессивные, неканонические взгляды на религию. Таллиар Алтор Вилиан одним из первых высказал предположение, что Сильветтара отнюдь не является создательницей Энирина, а выполняет роль хранителя. Милосердного, доброго, желающего помочь, но всё же хранителя.
Если отбросить многочисленные течения алторизма и выбрать получившую наибольшее распространение версию, можно сделать вывод, что Сильветтара - одна из Перворождённых, принявших жизнь из рук Древних богов. Альтернативная теория полагает, что Сильветтара и есть Древний бог, которого называют другим именем: Юань.
Алторийцы считают, что Сильветтара как никто другой сумела овладеть магией природы и познала тайны недоступных источников Вал'тереа. Среди исследователей нет единого мнения и относительно происхождения андаалов: то ли Мать лесов создала их сама, то ли стала их лидером и по сути являлась магом грандиозной силы. Как видно, даже на начальных этапах истории река алторийского учения разбивается на великое множество ручьев. Вполне вероятно, что каждый из приверженцев данной теории привносит что-то своё.
Эльфов в данном плане не особо отличают от андаалов, дриад и единорогов, ведь сказать определённо, жили они в Сельмирионе, были созданы Сильветтарой (или кем-то другим) или же пришли из других мест - нельзя. Безусловно, предположений много, но доводов в чью-то пользу не найдено.
Интересны взгляды алторизма на магические свойства леса. Пожалуй, в этом вопросе почти все сходятся на версии глубинных источников Вал'тереа, которые Сильветтара сумела использовать. Чудодейственная вода из недр Энирина с её лёгкой руки проникла в реки и почву Сельмириона, в растения и животных. В пользу такой версии говорит географическая изоляция лесных массивов, ведь подобных свойств нет нигде.
Новое веяние алторизма - этареизм, получил распространение относительно недавно. Немалую роль в его становлении сыграли труды Лореи Солнечной странницы («Популярная демонология»), описавшей некоторые из иных миров. Этареизм основывается на её учении о Розе Миров. По мнению исследователей, эльфы пришли в Энирин из совсем другого мира - из Найи. Возможно, Сильветтара тоже оттуда, но мнение этарийцев, как и любая другая теория алторизма, не имеет обоснований.
Мифический период с точки зрения обывателя
Сильветтара. Возникновение мира
В сугубо консервативном эльфийском обществе доминирующей, как уже говорилось, является традиционная версия жрецов. Однако, проходя через массовое сознание, она приобретает собственные оттенки, а некоторые гипотезы алторийцев сумели проникнуть даже в ряды эльфов, к науке ни коим образом не причастных.
Итак, общественно-распространённым вариантом создания Энирина и Сельмириона в частности считается тот, согласно которому Сильветтара - добрая сострадательная богиня - в составе пантеона других божеств сотворила всё, что окружает эльфийский социум. Для своих первых детей, андаалов, она открыла источники Вал'тереа. Позже из под её рук вышли единороги, дриады и эльфы.
Мать лесов научила андаалов природной магии и языку. Единороги считаются моложе Старших братьев, но гораздо старше остальных. По распространённой легенде, единороги происходят из сокрытой в глубине Сельмириона долины, в которой на поверхность выходят источники Вал'тереа. Испив их магических вод, единороги обрели непревзойдённые целительные способности, а также врождённый талант к магии света. Долина Света, так называют их родину.
Дриады появились гораздо позже. Богиня создала их в попытке повторить и даже превзойти людей Единого, оттого они так похожи внешне. Сильветтара создавала их по своему образу, говорят мифы, и потому среди них можно встретить лишь девушек.
С дриадами у эльфов связано много историй, куда больше, чем с андаалами и единорогами. Это свидетельствует о том, что в первую очередь дриады шли на контакт с младшими детьми богини, однако даже о них не сохранилось достоверных сведений. Бытует мнение, что дриады подсмотрели у молодых гоблинских племён технологию лука и стрел, и позже обучили эльфов стрельбе, как и языку. Они же под чутким руководством Матери лесов вырастили ителлиры (сердце-древа).
Сами эльфы, согласно традиционной жреческой теории, состоят в дальнем родстве с человеком. Мысль Сильветтары изменила людской образ, убрав алчность, жестокость и жажду наживы, и заменила их на смирение, созерцание и любовь к прекрасному. Несмотря на признание древних корней, эльфийская гордость ставит жителей Сельмириона выше детей Единого, они считают себя более совершенными.
Младшие дети Сильветтары учились всему, что могли дать наставления старших. Дриады, кроме языка и стрелкового мастерства, показали, как выжить в лесу. Единороги и андаалы рассказали о магии, которая много позже окажет решающее влияние на развитие эльфийской цивилизации.
Таким образом, за несколько сотен лет до войны Древних богов в сельмирионском лесу проживало сразу несколько разумных рас. Может, есть и такие, о которых история не сохранила даже упоминаний.
Тяжёлые испытания
~20-12 тыс. лет до н.э.
Настал период, когда мирному течению жизни пришёл конец. Боги, развивая конфликты своих народов, начали полномасштабную войну, сжигая всё, что когда-то ими же с такой любовью было создано. Континенты меняли очертания, горы рассыпались, а плодородные раньше долины вздымались новыми вершинами, покрытыми льдом. Луга обращались в пустыни, и сам океан выходил из берегов, увлекая поверхность под воду.
В нагрянувшем хаосе гибли целые народы. Этот час стал настоящей ареной выживания, когда каждый день мог смениться катастрофой. Именно тогда Сильветтара показала свою истинную силу.
Она оградила лесные массивы, защищая своих детей, но едва ли и десятая часть её творения сумела пережить трансформацию Энирина. И всё же, богиня смогла уберечь, спасла Сельмирион и всех, кто был на его территории. Дриады, не обладая мужеством, бежали прочь; лишь малая их часть осталась в Сельмирионе.
Наконец, перерождённый мир робко выглянул на оставшееся после гнева богов. Казалось, жизнь скоро вернётся в прежнее русло, хотя и никогда не будет прежней. На арену вышла могучая раса титанов, обучившаяся у драконов искусству магии. За 14 тыс. лет до н.э., во время войны они основали собственные империи. Эльфы же, как многие другие расы, занимались исключительно вопросами выживания. Большая их часть, несмотря на все чаяния Сильветтары, погибла, и лишь малая горстка разбрелась по всему Сельмириону. Всё-таки, эльфы еще были на стадии дикости, а почти всё то немногое, перенятое у Старших братьев, оказалось предано забвению. К концу войны эльфы сумели затеряться среди лесов, утратив даже веру в андаалов. Фактически, после войны богов эльфы заново знакомились со старшими братьями, ведь между их последней встречей успело смениться немало поколений.
Кроме них, на просторах Энирина сумели выжить гоблины, гномы и люди. Ныне известных рас орков, вампиров и дроу тогда еще не появилось. Возможно, были и другие, но в истории они своих следов не оставили.
Нашествие демонов. Передел мира
~12-10 тыс. лет до н.э.
Следующий удар был еще более сильным. Хаккар, недовольный исходом войны, впустил в Энирин демонов, посеявших хаос. За недолгое время своего пребывания в мире демоны умудрились разрушить столько же, сколько боги. Главными защитниками, в отсутствие обессиленных богов выступили титаны и драконы, но и они, истощённые бесконечными сражениями, прибегли к таинственному ритуалу, вызвавшему глобальный потоп.
Спасая Сельмирион, Сильветтара тратит последние силы, и даже их оказывается недостаточно. Сегодняшний лес едва ли не впятеро меньше прежнего, но он сохранился, как и немногочисленные эльфы, андаалы, дриады и единороги. Сильветтара оставляет Старшим братьям пузырёк вод Валариэль, наказав использовать в час крайней нужды. Чтобы выжить, ей приходится погрузиться в бесконечный сон. Ноги ее превратились в громадные корни, проникающие в самые глубины Энирина, до ручьев Вал'тереа, руки - в ветви, а волосы - в листву. С той поры Сильветтара набирается сил, которые дает ей мир, и когда-нибудь уснувшая богиня проснется.
Андаалы стали хранителями лесов. С их помощью эльфы начали заново обучаться утраченным искусствам, но они были чересчур беспечны, считая, что Старшие братья будут с ними всегда, и крайне неразборчиво запоминали наставления. Сами андаалы не озаботились передачей своих знаний и сосредоточили усилия на поисках новых источников Вал'тереа, без которых их существование было невозможно. Единороги, оставшись без опеки богини, предвидели новые катаклизмы и, по легенде, ушли в Долину Света. С той поры их мало кто видел. Дриады предпочитали держаться в тени, хотя никогда не уходили далеко от эльфов.
А тем временем на глобальной арене происходили значительные изменения. Цивилизация титанов угасала, на её место приходили многочисленные гоблины, возглавившие смуту восстания в рядах бывших защитников. Титаны хотели было повторить ритуал, изгнавший демонов, но сами пали от упреждающих ударов драконов. Завладев остатками величия титановой расы, гоблины ступили на путь бурного развития.
Период гоблинов
~10-7,5 тыс. лет до н.э.
С того момента именно гоблины стали мировой державой, задававшей моду исторического развития. Учитывая то, что у эльфов тогда еще не было письменности, большую часть восстанавливают именно из гоблинских хроник.
Хоть гоблины и были многочисленны, это отнюдь не значит, что их ряды связывало единство. Еще примерно тысячу лет гоблинские разрозненные племена враждовали за наследие титанов, то объединяясь в разношёрстные союзы, то сражаясь едва ли не с собственными братьями. Около 10 столетий непрекращающихся войн потребовалось гоблинам, чтобы хотя бы дойти до уровня государственности.
Судя по хроникам, одним из решающих факторов развития стала магия. Примерно тогда племя Алзандар становится одним из если не самых сильных, то известных уж точно. Под их знамёнами начинается процесс объединения, и в новой вспышке захватнических войн племени удается создать впечатляющую империю. К концу 9-го тысячелетия до н.э. империя Алзандар подходит вплотную к образованию единого гоблинского государства, но неспособность их расы уживаться в мире друг с другом приводит в начале 8-го тысячелетия до н.э. к расколу, отодвинувшего создание страны еще на пять сотен лет.
В итоге, около 7,5 тыс. лет до н.э. на территории Энирина формируется стабильная политическая структура - империя Гурубаши.
Временем создания собственной империи в гоблинских хрониках датируется и первые упоминания об эльфах. За две с половиной тысячи лет гоблины сумели далеко обойти эльфов в технологическом развитии, хотя в плане магии уровень был примерно одинаков. Эльфы за предоставленное им время в совершенстве овладели луком и незнакомой иным расам природной магией. Они основали самые ранние поселения, хотя жилищ, в современном понимании, еще конечно же, не было. Эльфы пользовались дарами природы и считали что гармония с ней - единственный путь развития.
Однако, империя Гурубаши (а вскоре и молодая империя Тасмани) мыслили иначе. Их производству требовалась древесина в больших количествах, а Сельмирион оказался ближайшим её источником.
© Халдор